САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОДЕЛЬ-КАМЕРА (1709-1805 ГГ.)


В XVI-XVIII вв., в эпоху создания европейскими морскими державами регулярных флотов, изготовление, сбор и хранение моделей кораблей превратилось в дело государственной важности. Прежде, чем приступить к постройке нового корабля, делали его уменьшенную копию - проектную модель. В ходе развития судостроения происходил "естественный отбор": плохо спроектированные корабли гибли, а хорошо зарекомендовавшие себя принимались в качестве образца для строительства последующих судов. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Начали формироваться крупные модельные коллекции.

Читать далее...




'Морской музеум' и его расформирование. Возвращение к Модель-камере (1805-1827 гг.)


Среди первых морских музеев мира одно из ведущих мест принадлежит "Морскому музеуму" в Санкт-Петербурге. В 1805 г. император Александр I утвердил доклад, предусматривавший, что при Адмиралтейском департаменте создан "будет свой Museum, в котором собраны будут все любопытнейшие сочинения, библиотеку его составлять долженствующие, кабинет редкостей, машин, моделей, физических, математических инструментов и в который всякий с дозволения его [руководства департамента] входить и пользоваться чтением книг, или рассматриванием вещей, может". Основой "Морского музеума" стали коллекции Модель-камеры.

Читать далее...




Возрождение Морского музея и его развитие в 1867-1917 гг.


Некоторое время Модель-камера влачила жалкое существование. Но вот отгремела Крымская (Восточная) война 1853 - 1856 гг., вызвавшая в обществе повышенный интерес к флоту, в стране началась полоса преобразований. Шли реформы и на флоте. В условиях перехода от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, когда встал вопрос об изучении технического и военно-исторического опыта, изменении методов обучения и воспитания военнослужащих, систематическом изучение истории российского флота, остро стала ощущаться необходимость как в сохранении морских исторических памятников, так и демонстрации новейших технических достижений. В связи с этим высшее морское начальство, наконец, обратило внимание на Модель-камеру. Было принято решение о воссоздании Морского музея. В основу возрождаемого музея были вновь положены материалы Модель-камеры, а дополнительным источником сбора памятников явилось обследование адмиралтейств, арсеналов и других хранилищ.

Читать далее...




Центральный военно-морской музей. Переезд в здание Фондовой биржи (1918-1940-е гг.)


Революционные потрясения не могли не сказаться на судьбе Морского музея имени императора Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем, были внесены соответствующие времени коррективы и в его экспозицию. В 1920-1930-е гг. фонды музея значительно пополнились за счет частных и государственных коллекций.
В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений нашего города - здание бывшей Биржи, построенное по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома-де-Томона в 1816 г.
Музей покинул стены Адмиралтейства и в феврале 1941 г. открыл свою экспозицию в новых стенах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. Оставшиеся в блокадном Ленинграде сотрудники музея сумели сохранить то, что не удалось вывезти.

Читать далее...




Центральный военно-морской музей. Вторая половина XX - начало XXI века


С 1950-х гг. начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея. В 1956 г. открывается филиал на крейсере "Аврора" - первом в нашей стране корабле-музее.
В 1972 г. на берегу Ладожского озера открыт филиал "Дорога Жизни" - памятник бессмертному подвигу воинов Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии, обеспечивших в годы блокады работу единственной магистрали, связывавшей Ленинград со страной.

Читать далее...